Кластерный подход наилучшим образом зарекомендовал себя в мировой практике (на протяжении последних 15 лет создание кластеров является одним из главных направлений политики по повышению конкурентоспособности регионов и национальных экономик).
В кластерах отдельных стран задействовано около трети от общей численности занятых, а производительность труда - выше на 40%. Кластерная модель организации экономики как никакой другой механизм способна стимулировать развитие регионов. Процесс формирования кластеров, как показывает опыт других стран, является не только естественным, эволюционным процессом, но и процессом управляемым.
В этой связи в Республике Беларусь стала активно формироваться кластерная политика. Принципиальные ее основы заложены в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 января 2014 г. № 27 «Об утверждении концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь и мероприятий по ее реализации».
Предпосылки для кластерного развития экономики Республики Беларусь:
последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, благоприятной конкурентной среды;
инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5-го и 6-го технологических укладов;
четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления отраслями национальной экономики (видами экономической деятельности) в направлении концентрации за отраслевыми органами государственного управления исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности.
Кластер - совокупность территориально локализованных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, взаимодействующих между собой на договорной основе и участвующих в процессе создания добавленной стоимости.
Основными категориями участников кластера являются:
организации (индивидуальные предприниматели), специализирующиеся на профильных видах деятельности;
организации (индивидуальные предприниматели), поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных организаций;
организации, обеспечивающие функционирование транспортной, энергетической, инженерной, природоохранной, информационно-телекоммуникационной и иной инфраструктуры;
организации (индивидуальные предприниматели), предоставляющие соответствующие услуги рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, по логистике, торговле, операциям с недвижимостью);
научные организации и учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего и последипломного образования;
некоммерческие организации, в том числе объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), торгово-промышленные палаты;
субъекты инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 № 27
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2014 № 90
О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы
Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы
Развитие туризма в Республике Беларусь предполагает создание благоприятных условий для емкого и эффективного использования потенциала каждого региона с последующим вовлечением в процесс решения задач социально-экономического развития страны.
Туристический кластер «Чигиринка» - это проект, долгосрочной целью которого является создание конкурентоспособного и экспортоориентированного туристического продукта.
Дополнительные преимущества создания данного кластера:
развитие агроэкотуризма, сельского туризма и предпринимательства;
улучшение и расширение туристической инфраструктуры;
увеличение инвестиционной привлекательности региона.
Участниками кластера являются более 10 агроусадеб и баз отдыха Быховского и Кировского районов, одно фермерское хозяйство, один Народный мастер Республики Беларусь, частное унитарное предприятие «ЧигиринкаТур», а также местный фонд поддержки инициатив в сфере устойчивого развития «Устойчивый регион» (далее — Местный фонд), который определен организацией, координирующей деятельность кластера. Свое согласие на участие в кластере также выразило учреждение образования "Могилевский государственный университет им.А.А. Кулешова.
Свое согласие на участие в кластере также выразили комитет экономики Могилевского областного исполнительного комитета и учреждение образования «Могилевский государственный университет им.А.А. Кулешова».
1 июня 2022 г. был открыт информационный туристический центр «Чигиринский кластер: партнерство для экономического роста». Данный проект был реализован Местным фондом в рамках проекта ЕС-ПРООН «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».
Открытие центра и создание туристско-рекреационной зоны Чигиринского водохранилища вносит важный вклад в достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития 8, 10, 12 и других ЦУР.
Разработан уникальный интернет-ресурс кластера chigirinka.by , на котором представлена информация об участниках кластера и оказываемых ими услугах. Планируется, что появится функционал, позволяющий бронировать и оплачивать услуги: питание, проживание, досуг, активных отдых и прочее.
В дальнейшем продвижение будет дополнительно осуществляться посредством размещения сведений о туристическом кластере и его членах на рекламных щитах у Чигиринского водохранилища, в Могилеве, Бобруйске и Минске.
Разработка и сопровождение
КУП «МОЦИС», г. Могилев